Следы на песке

בסעייתא דשמיאС Б-жьей помощью


Народная легенда рассказывает о странном сне одного человека. Он видит, как по берегу моря идут две пары следов, и понимает, что это следы его и Всевышнего.
Но в самые трудные моменты жизни этого человека на песке оставалась только одна пара следов. И он спрашивает Всевышнего: "Почему ты оставлял меня именно тогда, когда мне так нужны были твои помощь и поддержка?" Всевышний ему отвечает: "В эти моменты я нёс тебя на своих плечах."
Во всех делах и начинаниях мы нуждаемся в поддержке Всевышнего. Как сказал царь Соломон в Теилим( Псалмах) 127: "Если Всевышний не будет строить дом, напрасно трудятся строящие его; если Всевышний не будет охранять город, то напрасно старается сторож".
Мы молимся и просим Всевышнего не оставлять нас без своего благословения и своей поддержки во всех наших благих намерениях и в трудах праведных во все дни нашей жизни. Мы надеемся, что Всевышний поможет нам в этой работе, цель которой - помочь людям стать здоровыми и материально обеспеченными.

среда, 3 июля 2019 г.

МАЦА В САРАТОВЕ

МАРК БРОДКИН
ОТРЫВОК ИЗ БУДУЩЕЙ КНИГИ (№5) 
МАЦА В САРАТОВЕ
Раньше большинство домов в Саратове были деревянными. В них стояли русские печки, топившиеся дровами, очень удобные для выпечки мацы. Собирались вместе несколько семей и совместно выпекали у кого-то дома мацу. Тесто надо было раскатывать на чистых листах фанеры скалками, и маца получалась круглой, потом зубчатым колёсиком от часов, прикреплённым к палочке, прокатывали по тесту, делали так на нём дырочки и «сажали» в печь. Я помню такие выпечки с 1945 года. 
С переводом печей в Саратове с дровяного отопления на газовое стало уменьшаться количество русских печей и, соответсвенно, мест для выпечки мацы. Руководители общины решили организовать централизованную выпечку для всей общины при синагоге. 
К синагоге примыкал большой сарай. Раньше там тоже молились. Со временем количество прихожан уменьшилось, и все пришедшие стали помещаться в одном зале.
Примерно в 1960 г. на месте этого сарая построили каменную мацепекарню и в ней перешли на машинное производство. Ефим Соломонович Геллер (1928 г.р.), зять резника Гирша Горелика (1886-1964г.г.), по описанию Мейше-Хаима Исерова (1898 - 1984 г.г.??), выпускника дореволюционной Хабадной ешивы, изготовил машину для выпечки мацы. Ефим Соломонович, БУДУЧИ КОММУНИСТОМ, пошёл на ОСОЗНАННЫЙ РИСК ради нас, евреев Саратова.
Евреи приходили, записывались в очередь, приносили свою муку и в назначенное время приходили за мацой. Приходили к моменту выпечки и ещё горячую мацу сразу укладывали в белые наволочки или в картонные коробки из-под телевизоров.
Наволочки с мацой уносили в руках, а коробки с мацой увозили на саночках.
Обычно за два месяца выпекалось 6 тонн мацы, но к 1980 г. выпечка упала до 3 тонн из-за снижения спроса.
ДЕНЬГИ, ВЫРУЧЕННЫЕ ЗА ВЫПЕЧКУ МАЦЫ, ШЛИ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ПОКУПКУ ДРОВ ДЛЯ ПЕЧИ И НА СОДЕРЖАНИЕ СИНАГОГИ.
На Песах наша синагога оживала, шёл поток людей заказывать мацу и получать её. По словам Фоли (Рафаила) Брука (20.5.1924-19.9.1991г.г.), нашего саратовского праведника, только на Песах и было видно, что в Саратове есть евреи.
В Саратове мука продавалась только на октябрьские, майские праздники и на Новый год. Именно тогда мы запасались мукой для мацы, и так было всегда.
МАЦА БЫЛА ОЧЕНЬ ТОНКАЯ И ВКУСНАЯ. С тех пор мне ни разу не довелось попробовать более вкусную мацу, чем та. Некоторые отправляли мацу в фанерных посылках в другие города.
Для кого-то первыми признаками наступающей весны были прилетавшие грачи и другие птицы, которых мы в условиях города всё равно не замечали. А ДЛЯ МЕНЯ ВЕСНА НАЧИНАЛАСЬ С ПЕРВЫХ РУЧЬЁВ НА УЛИЦАХ САРАТОВА И ЗАПАХА СВЕЖЕИСПЕЧЁННОЙ МАЦЫ В СИНАГОГЕ. Такой вкусный запах устанавливался за два месяца до Песаха.
И вот идёт выпечка мацы, работа в разгаре. У печи стоит реб Меир Шапиро (1898-1987г.г.), выпускник дореволюционной литовской ешивы. Наш староста Яков Маркович Дворкин тоже участвует в работе. Все разговаривают, шутят. Кто-то вспомнил, что умер член Политбюро (это руководство Коммунистической партии). (А партия у нас одна, других нет и быть не может). И вдруг Яков Маркович смотрит на реб Меира и говорит: «Он тоже член партии». Мы от такого перехода онемели и раскрыли рты. Как? Реб Меир член партии? Яков Маркович продолжает: «ТОЛЬКО ОН ЗАБЫЛ КАКОЙ». Так вот с шуточками и прибаутками шла работа.
В один из дней несколько семей, особенно тщательно соблюдавших кошерность, пекли мацу для себя сами.
Золу, оставшуюся в печке после сгорания дров, высыпали на лёд и снег, покрывавшие двор. Так они быстрее таяли, и по двору можно было ходить, не рискуя упасть.
Саратовские евреи, как верующие, так и неверующие, очень любили нашу мацу

Комментариев нет:

Отправить комментарий